Миф тысячеликого мира, комментария — часть 1
Текст Мифа. Комментарии к Мифу: часть 2, часть 3, часть 4.
Был внизу тысячеликий мир.
Мир внизу – это мир нашей обыденной реальности, стартовое положение в любом подъеме по лестнице духовного роста. Мир воспринимается как разделенный на множество феноменов, объектов, но это иллюзия, Майя. Мир един, но наше восприятие делает его раздробленным на множество не связанных друг с другом частей. В наших глазах у него тысяча лиц, но истинное его лицо – профиль, как символ Кетер, символ полного единства, в котором нет разделения.
И был внизу один из многих. Слепец, не знающий себя и своего имени, пребывал он во мраке и ходил по кругу. Брел ощупью и не видел путь, и поводыри его влекли его в стороны, тянул каждый к себе и говорил каждый «Вот путь!».
Шел слепец во тьме, и не было в его жизни проблеска света, но не потому, что свет не стало, а потому что глаза его были закрыты, и тьма была его миром. Но горел вокруг него свет и был так ярок, что пробивался сквозь веки, закрывшие глаза его и разум, и сердце его.
И открыл он глаза, и прозрел.
Начальное состояние человека – Слепец. Человек в обыденном состоянии сознания слеп духовно, он не воспринимает не конечную реальность мира, мир без иллюзий. Он не воспринимает даже реальность в бытовом понимании, живет в Майе и самообманах, его восприятие искажено и замутнено невежеством, и он видит не то, что реально, а то, что ему хочется видеть или то, что он привык видеть.
Его поводыри – буквально весь мир вокруг, каждый, кто есть рядом, пытается навязать ему свой путь, свои мнения и взгляды, эгрегориальные идеи. Личное осознание мира подменено следованием за навязанными стереотипами, автоматическими программами.
Все цели, вся осознанность, весь свет рядом с человеком, но он не способен воспринять их, он закрыт и отгорожен от чего-либо, кроме материи. Но и материю он не способен воспринимать в истинной ее природе, как сосуд, наполненный духовным светом. Обычное и в корне ошибочное представление о материи – это ее восприятие как противоположности духа, как чего-то нечистого и грешного. Но материя и дух неразделимы, материя – сосуд, вместилище духовного света, и как сказано: «Нет света без сосуда». Материя – опора на пути духовного восхождения, нельзя прыгнуть вверх, не имея опоры под ногами.
Но достаточно перестать отрицать реальность, перестать закрывать глаза, отказываясь принять мир во всей полноте, и духовный свет пробьется в «закрытое сердце», и станет очевиден сам факт – мир не ограничен тем, что можно пощупать и взвесить.
Прозрел глазами своими, но остался слепцом в своем сердце. И увидел Слепец три реки, что сливались вместе, и Пирамиду из несокрушимого камня над ними.
Слепец прозрел глазами – он видит и воспринимает мир, человек более не намерен уклоняться от реальности и делать вид, что вокруг не существует ничего, кроме материи. Она дает опору, но от опоры нужно двигаться дальше, вверх.
Человек всматривается в мир вокруг, пытается постичь его, но пока лишь чувствами и умом, и остается порабощен Майей. Постижение мира через одни только ощущения означает, что он все еще привязан к поиску того, что можно увидеть, пощупать и взвесить. Картинки восприятия складываются в картину ума, представление о мире, но в ней нет конечной реальности, нет Физиса.
То, что выходит за пределы повседневного опыта постигается не умом, а глубинным личностным переживанием – но пока человек не достиг его, он все еще слеп сердцем. Свет, увиденный человеком, остался светом снаружи, он не един с человеком и не изменил его. А потому тот, кто просто перестал отрицать, все еще слеп. Он готов смотреть, но еще не видит.
Число три всегда популярно в ритуальной практике. Множество явления мира сводится к триадам – три гуны индийской системы, три высшие Сефирот – Кетер, Бина и Хокма, алхимические Соль, Сера и Ртуть, верхний, средний и нижний миры, Святая Троица, тройственная Воля, и все варианты триад. Три сливают в одном и там, где они соединились, открывается единство – это можно выразить символом треугольника с точкой (глазом) внутри, это выражают три сплетенные ветки Трифолиума.
И свет, что видел он – сияние, идущее от навершия Пирамиды. Было навершие золотым, и венчало Пирамиду, глаз смотрел с него, и видел Слепца, но слепец не видел того, кто за глазом.
Пирамида – образ духовного пути. Основание пирамиды сложено из обширных знаний, накопленных человечеством, но путь познания – это путь к вершине, к навершию собственного опыта. Кроме того, пирамида – одна из символических форма Мирового Древ и Древа Жизни. Основание пирамиды – Малкут, твердыня материального мира, сложенная из четырех Стихий. Вершина – Кетер. Золотое треугольное навершие пирамиды – три верхние Сефирот Древа в их неразделимом единстве.
Глаз на навершие, глаз или точка в треугольнике – Кетер, источник высшего духовного света, но сам глаз, как таковой – воплощение всеведения, высшего знания. Человек видит пока лишь сам глаз в треугольнике, осознает существование недоступных ему знаний. Видит некий образ, набор представлений о Кетер, о единстве, о высших духовных уровнях, но не способен воспринять их – он слеп в сердце и воспринять их он сможет лишь когда поднимется к ним. Он не осознает пока источник этих знаний, не видит того, кто за глазом. Понимает, что есть путь, но не понимает, куда он ведет, понимает, что существуют знания, но не понимает, откуда они исходят.
Поводыри походили к Слепцу и говорили ему: «Вот путь!» и влекли на свои дороги, и говорили: «Не ходи к свету, он сводит с ума, и тот, кто пошел к нему, не вернулся назад!». Но ослушался Слепец поводырей своих и пошел к свету.
Слепец делает шаг по своему усмотрению – это первое пробуждение осознанности. Пока нет понимания, куда и зачем он идет, что ждет впереди, его влечет не столько план, сколько простое ощущение правильности пути. Это – его дорога, а не то, что пытаются навязать ему «поводыри» — окружающие его люди, учителя, проповедники. Каждый из них уверен, что его путь – Истина, а все прочие – заблуждение, и те, кто идет по ним – безумцы. Каждый пытается навязать свой путь другим, навязать его Слепцу, но считать один только свой пусти истинным и всеобщим, а остальные – ошибкой и ересью, значит впадать в помрачение разума.
И видел Слепец Пирамиду, и видел Змея, обвившего ее основание. Был Змей тот черным и белым, тысячеглавым и покрытым перьями, нес в себе познание, и были в нем смерть и разделение, и был он виден каждому. И имя было начертано на Змее, и имя ему Тифон, и не было оно именем, но лишь разделением.
И видел Слепец Пирамиду, и видел Сокола, что кружит над вершиной ее. Был тот Сокол сокрыт в вечной тьме небес, нес себе познание, и не было в нем ни различия, ни разделения и был он виден лишь немногим. Имя начертано было на Соколе, и имя было ему Амон, и не было оно именем, но лишь безымянностью.
Тифон – змей, у основания пирамиды, как воплощения мирового древа. Он черный и белый – мир поделен на категории, он сила разделения, и через него приходит разумное, доступное всем познание (он виден каждому). Тысячеглавый – как и тысячеликий мир, это указание на множественность феноменов, которые человек воспринимает за счет иллюзии разделения. Покрыт перьями – остатки перьев Амона, то немногое, что остается от осознания единства мира тем, кто внизу пирамиды. Тифон правит миром Малкут. Его познание – познание, которое дает Иерофант Таро, познание, превращенное догматы, учения, ставшее доступным, но потерявшее уникальный духовный опыт. Учения, веры, религии, стоящие на позиции соблюдения догм, разделяющие мир на добро и зло, грех и праведность, истину и ереси – религии Змея, они не ведут на вершину Пирамиды.
Амон – воплощение вершины пирамиды и всего мира выше Малкут, мира духа – и прежде всего, Амон – воплощение мира выше Бездны на Древе Жизни. Он – мир, в котором царит единство. Он во тьме, поскольку Бина, нижняя из Сефирот выше Бездны, соответствует черному цвету. И он во тьме, поскольку мир выше Бездны не разделен на феномены (яркие цвета приписаны Сефирот от Хесед и ниже).
Он несет познание, доступное через мистический опыт и внутреннее понимание, как опыт Отшельника Таро, который пережил свои откровения изнутри, побрел гнозис, но не может выразить его словами и передать другим. Учения, веры, религии, готовые признать иные формы понимания истины, кроме своей, стремящиеся к объединению, постижению единства, а не разделению – религии Сокола. Они открывают путь на вершины пирамиду.
Амон виден не многим – мало кто осознает вообще это единство и еще меньше тех, кто хоть раз с ним соприкоснулся сам. Имя его было безымянностью – поскольку имя просто условность. Там, где царит единство, нет разделения. Имена, названия – часть нашего восприятия мира, они нужны разуму, они нужны, что бы поделить мир на категории, познать его на уровне Змея, но они не часть самого мира, они лишь часть нашего восприятия мира.
И лестница вела Слепца к вратам пирамиды, и взошел он по ступеням, и танцовщицы с венками в руках встречали его на пути.
Лестница – начало его духовного подъема. Танцовщицы с венками – образ карты Мир Таро, соответствующей ему пути Тау. Путь Тау – это отрыв от материи, первый шаг наверх, преодоление первой из завес. С этого пути начинается движение вверх. Это преодоление первой Завесы Древа Жизни, Завесы Профанов, и шанс встретить своего первого Стража Порога.
И духи мертвых вставали перед ним, указывая на тех, кто остался внизу со словами: «Вот те, кто знает путь!», и был в них страх, и было сомнения, но не было в них истины, и прошел Слепец мимо них. И на пути своем слышал он шаги Зверя, что скрывается в тени его, но не осмелился взглянуть на него.
Подъем по пути Тау на Древе Жизни, соединяющем материю и духовный мир – это преодоление первой завесы Древа и встреча с первым Стражем Порога. Духи мертвых – образ, который может сопровождать прохождение пути Тау. Это форма Стражей Порога, которые противятся движению вверх.
В это время может показаться, что все против вас, обстоятельства, люди, что все зря, все обман, глупость, или что вас пытаются остановить, помешать вам – но все это лишь проявления Стража Порога. А Страж – проявление всех ваших внутренних проблем, которые не были решены к этому моменту. И отступать поздно – остается только встретить Стража лицом к лицу и решить эти проблемы.
И нашел Слепец врата Пирамиды, и увидел жезл на них, крылатый и обвитый змеями. Искра загорелась в сердце его, и услышал он голос вопрошающий: «Что ты выбираешь, Путник, путь Змея или путь Сокола?». И познал Слепец, что лишь одни врата ведут в Пирамиду, и нет перед ним двух путей, что Змей и Сокол – одно, и нет Змея без Сокола, нет Сокола без Змея. И отказался выбирать, и прозрел в сердце своем. Распахнулись Врата и вошел он, как Путник нашедший свое пристанище.
Начало движение по духовному пути превращает Слепца в Путника. Он поднялся выше материи, осознал мир за ее пределами, он больше не слеп. Теперь предстоит понять, что разделение на материю и дух, как противопоставленные и несовместимые вещи, иллюзорно. Разделение на добро и зло, черную магию и белую – иллюзорно, все это просто точки зрения, а не абсолютные истины. Многие пути могут вести к духовному росту, но все они, по сути, один путь, разница лишь в выражении этого пути в конкретном учении, словах, наборе терминов.
Путь наверх – серединный путь, в котором объединяются противоположности, материя служит опорой для восхождения к духу и сосудом, который наполняется духовным светом. Здесь Путник начинает понимать, что Змей и Сокол важны в равной мере, но еще не осознает их полное единство.
Путник прозрел в сердце – то есть он начинает искать внутреннее понимание, учится видеть мир не глазами, а гнозисом.
И увидел Путник террасу, высеченную из гранита.
И возгорелся свет в углах зала, и был он желтым и синим, был красным и зеленым. И раздался троекратный стук и сказал голос: «Приди и смотри!».
Из первого угла, что на востоке, вышел к Путнику Человек крылатый, и шагал он сквозь ветер.
Из второго угла, что на западе, вышел Орел крылатый, и шагал он сквозь волны.
Из третьего угла, что на юге, вышел Лев крылатый, и шагал он сквозь пламя.
Из четвертого угла, что на севере, вышел Бык крылатый, и шагал он сквозь твердь скал.
И встали они на террасу из гранита, как стражи ее и опора. И увидел Путник, что ведет лестница вверх от нее.
Терраса из гранита – Малкут, основание Древа Жизни. Астрологически Малкут соответствуют четыре Стихии, как четыре компонента материального мира. Воздух соответствует желтому цвету, а из сторон света – востоку. Вода – синий цвет и запад, Огонь – красный и юг, Земля – черный и зеленый и север.
Крылатые животные – четыре фигуры Тетраморфа. Тетроморф – существо с четырьмя лицами (лицо человека, орла, льва и быка), или четыре отдельные фигуры – крылатые человек, лев, бык и орел. Этот образ восходит к библейским видениям, и исключительно широко используется в религии, оккультизме, искусстве. В данном случае важно, что каждая фигура Тетраморфа связана с одной из Стихий, как ее зримое и персонифицированное воплощение. Человек – Воздух, Лев – Огонь, Бык – Земля, Орел – Вода. Эти крылатые фигуры – Керубы Стихий, их духовные воплощения.
Им приписаны собственные имена: керуб Огня — Арье, то есть просто «лев» на иврите, Орел – Нешер, Человек – Адам, и Бык – Шор.
«Приди и смотри!» — слова напоминают фразу, который в книге Апокалипсиса звучит перед появлением каждого из ангелов, разрушающих мир. Однако фраза из Апокалипсиса – «Иди и смотри!», а здесь – «Приди и смотри!», то есть духовные силы обращаются к человеку и призывают его к себе, это приглашение двигаться дальше по пути духовного роста и познавать конечную реальность мира. Это устремление к единству с духовными силами, зов, направляющий человека навстречу с ними.
И иная терраса, сверкала над первой, словно серебро, и другая за ней, из чистого золота.
Серебро соответствует Луне, а Луна — это Йесод на Древе Жизни. Золото – Солнце, и это Тиферет. Террасы, включая гранитную террасу Малкут – это путь по серединной колонне Древа Жизни, прямой путь наверх, сквозь Завесы.
А та, что выше всех – из горного хрусталя.
Хрустальная терраса – Кетер. Ей соответствует чистый белый свет, сияние, а так же чистые, неокрашенные, алмаз и горный хрусталь. Это вершина Древа и источник духовного света.
И отражалась она в блеске ступеней, словно была в каждой, и казалось близкой, но была далекой, а лестница, что вела к ней, скрывалась среди отражений. Шли к ней другие Путники, но теряли путь свой и падали в бездонную пропасть. И страх объял Путника. И вновь услышал он шаги Зверя, что скрывается в тени его, но не осмелился взглянуть на него.
Отражение Кетер – это Даат, ее иллюзорное подобие. Принять Даат за Кетер, принять свои представления о мире за сам мир – гибельный путь, обрекающий на падение в Бездну.
Даат называют ложной Сфирой. Она не вписывается в структуру Сефирот, о которых сказано, что их «десять, а не девять и не одиннадцать». Нет путей, которые ведут в Даат – поскольку Даат не настоящая Сфира, не место, куда надо прийти, а ловушка, которую надо проскочить. Слово «Даат» означает «Знание», и знания бесценны ниже Бездны, но построениям разума не подняться выше нее. Знание о мире – далеко не то же самое, что сам мир, и все представления о нем, мнения, все слова учений и догматы религий, останутся ниже Бездны.
Представления о Кетер – иллюзия, ожидания – иллюзия, Даат – иллюзия. Знания о Кетер не могут выразить ее суть и не поднимаются выше Даат. Тот, кро примет свою представления за конечную реальность, не сможет отбросить привязанности с ним, рухнет в Бездну и потеряет все.
Сказал ему Лев: «Я дарую тебе ключ к силе, что рвутся наружу» и назвал имя: «Яхве Цабаот».
И сказал ему Орел: «Я дарую тебе ключ к силе, что сокрыта в глубине твоей», и назвал имя: «Элохим Цабаот.
Сказал Путнику Человек крылатый – «Я дарую тебе ключ к силе, что движет мир», и назвал имя: «Шаддай аль Хай».
Сказал ему Бык: «Я дарую тебе ключ к силе, что утверждает основание» и назвал имя: «Адонай ха-Арец».
И увидел путник, что все они есть одно, и имя им дано Сфинкс.
И увидел он, что сила их в нем, сила их повсюду, нет ей границы, сила их – основание его и опора. И знал он их имена, но не знал имя свое.
Слова Керубов – это силы Стихий и соответствующие им божественные имена. Воздух способен к расширению, движению, Вода сохраняет в глубине, трансформирует Огонь – энергия, сила, Земля – опора для роста.
Божественные имена выражают суть явлений на самом высшем и абстрактном уровне. Они служат словами силы, мантрами, для обращения к глобальным силам мироздания, которые далее конкретизируются в каком-то образе.
Например, Нешер, орел – керуб Воды. Нептун, Посейдон, Океан – морские божества. Габриэль, архангел Воды. Все это конкретные личностные воплощения сил Стихии Воды, в разном образе, на разном уровне, с отображением разных ее тонкостей. Божественное же имя Элохим Цабаот объединяет их всех, не привязываясь к конкретному образу, выражает суть Воды, как части неразделимого мирового единства. Поэтому божественные имена понимаются как имена единого бога, то есть как части мирового единства, в котором все явления и объекты не отделены друг от друга.
Сфинкс – существо, объединяющее фигуры всех Керубов. У него тело льва, хвост быка, крылья орла и лицо человека, он воплощает гармонию и соединение всех Стихий, всех сил природы.
Кроме того, Сфинкс – символ самопознания, загадок, которые предстоит решить человеку на его духовном пути и воплощение принципа, называемого четырьмя заповедями Сфинкса – «Знать. Сметь. Желать. Молчать». Знать свой путь, посметь пройти по нему, желать достижения цели, и хранить молчание о том, что делаешь. И последнее условие не означает какой-то формальной секретности! Молчание – необходимое условие просто в силу того, что выразить свой внутренний опыт, свое личное понимание, на словах практически невозможно. Можно указать путь, но пройти его каждый должен сам.
Пока он не знает свое имя – то есть он не познал себя. При посвящении принимается новое имя, магическое, выражающее суть его понимания самого себя, своей Воли и своего пути, на этом этапе. По мере дальнейших посвящений, маг познает себя глубже, переосмысливает собственную суть, и выражает ее в новых именах, личных мантрах и символах.