Миф тысячеликого мира, комментария — часть 2

Текст Мифа. Комментарии к Мифу: часть 1,  часть 3, часть 4.

Тогда взошел Путник на ступени лестницы, что вела к террасе, сверкавшей словно серебро. И вошел в лунный мир.

Серебряная терраса и «лунный мир» — это Сфира Йесод. Путник поднимается выше чистой материи, преодолев Завесу Профанов.

 

И увидел ангела, что стоит на земле и в море, с огнем в одной руке своей и с водой в другой. И спросил ангел: «Как имя твое?». Но не знал Путник, что ответить.

Ангел, стоящий одной ногой на море, а второй на суше – образ из книги Апокалипсиса, но именно так обычно изображается ангела на карте Таро Умеренность. Умеренности соответствует путь Самех, путь восхождения от Йесод – Луны, к Тиферет – Солнцу.  Это путь к достижению полного самопознания, целостности личности, и  это путь, на котором  придется преодолеть еще одну Завесу. Достижение Тиферет подразумевает познание личной Воли, познание самого себя, но Путник еще не знает кто он, он не может назвать свое имя.

 

И сказал ангел: «Выбирай, что ты примешь из даров моих, Безымянный», и протянул ему огонь свой и воду, но не стал выбирать Безымянный, а взял оба, и слил в Единое, и все стало одним и распахнулись врата тронного зала перед ним.

Огонь и Вода, сливаемые в один котел – атрибуты еще одного из вариантов изображений карты Умеренность. Ее суть – достижение единства, объединение противоположностей, и именно это необходимо для прохождения пути Самех и достижения Тиферет. Разрозненные части личности должны соединиться, что бы Юнум обрел целостность.

Безымянный движется к познания личной Воли, к Тиферет, но пока не достиг их.

 

Вошел Безымянный и увидел десять тронов и семь королей, что сидели на них, погруженные в сон. И еще трон среди них, был словно мираж, и лишь призраки собирались вокруг него. И звали они воссесть на троне и возложить на себя корону  и стать первым среди призраков, но отринул их Безымянный, и пропал трон, что бы лишь миражом.

И словно небо звездное стояло над ними,  а в небе том  12 Звезд, освящали каждый трон, но лишь одну сторону его,  вторая же была погружена во тьму. Спросил Безымянный, почему так, и голос ответил ему: «Каждый из них и свет и тьма, и тьма приходит туда, где  свет в избытке, и обращает половину Короля в святого ангела, а половину — в нечестивого демона».

 

Десять тронов – десять Сефирот Древа Жизни. Семь королей – семь Планет классической астрологии. Они связаны с Сефирот, но не со всеми. Кетер, по своим астрологическим атрибутам, соответствует первичным вихрям, Хокма – Зодиаку, Малкут – Стихиям. Остальные Сефирот, от Бины до Йесод, связаны с Планетами.

Трон-мираж – Даат, ложная Сфира. Корона – символ Кетер (само слово «Кетер» означает «Корона, царский венец»). Приглашение воссесть на призрачный трон и возложить на голову корону – это предложение принять Даат за Кетер, потерять способность отличать реальность мира от его восприятия.

12 звезда – Зодиак.

Половина на свету половина во тьме – темная часть соответствует Клипот. Древо о Жизни  воплощает гармонию и  равновесие мировых сил, а Клипот – то, что за его пределами. Те же силы, но искаженные, не сбалансированные. Клипот – то, чего слишком много или слишком мало, это  искажения, извращения, нарушение баланса изначально разумных и правильных идей. Это – Клипот.

Клипот не что-то отдельное, существует само по себе, а именно теневые стороны и качества, которые могут быть проявлены, нарушение того, что есть в Сефирот. Поэтому Сефирот и Клипот, по сути своей, одно и то же, как два разных варианта проявления одних сил и принципов.

 

И услышал Безымянный голос, говорящий: «Приди и смотри!». Разбудил тот голос спящих королей, и каждый выходил  к Безымянному из света и тьмы, во всем величии своем, и говорил с ним. И не было короля на первом троне. И не было его на втором. И не было на десятом.

Кетер, Хокма и Малкут не соответствуют Планетам. Кетер, по ее астрологическим атрибутам – первичные космические вихри, Хокма – Зодиак, а Малкут – область Стихий.

 

Но встал Король с трона третьего. Третий Король был стар и сед, и серп  держал он в руке своей. Речь его была как рокот камней, что катятся со скалы. Говорил он о королевстве своем, которому нет начала и нет конца, и все, что было в нем – то и будет, и повторится все, и не будет ничего нового,  за смертью придет рождение, а за рождением придет смерть, и не будет им начала и конца.

Третий король – планета третьей Сфиры, Бины – то есть Сатурн, повелитель времени.

Рассказ третьего короля – и цикличности мироздания. У всего в нем есть начало и конец, но само мироздание вечно и бесконечно. Любая вселенная рождается и гибнет, и это не момент творения и конец света, а вечный цикл, у которого нет начала.

Гибель одной вселенной означает начало новой, кальпы сменяются, наш мир,  не первый и не последний. Каждая Вселенная задает начало следующей, дает ей стартовый импульс для развития. Подробно о цикличности мира, и движущих силах, направляющих смену кальп см. «Омниасофия. Раскрытие», раздел «Космогония».

 

Четвертый   король был благороден и  величав, и скипетр он сжимал руке своей, а речь его была под стать королю. Говорил о свете, из которого сотворен мир, и говорил, что нет света без сосуда и сосуда без света, и все сущее – лишь  свет, что крепче камня.

Четвертый король – Юпитер. Он соответствует Хесед, и это высшая Сфира из тех, которые находятся ниже Бездны. Он правитель умопостижимой реальности. Свет, из которого сотворен мир – это свет Кетер, чистая духовная энергия, основа нашего мира. Вселенная, по своей сути – единый океан энергии, а вся материя – просто волны и всплески на его поверхности. Материя – форма, которую принимает духовная энергия подобно тому, как лед – форма, которую принимает вода.

 

Пятый король  был злобен и свиреп, и меч сжимал он в руке своей, а речь  его была подобна  шуму битвы. Встал король и рассказал о силе и стражах, что встают на пути, и ужасах, что терзают безымянные души, и рассказал он, что нет с ними ни мира, ни союза, одна лишь сила приносит победу и сокрушает преграды.

Марс говорит о силе, необходимой на духовном пути. Марс – принцип войны, силы и строгости. В современном обществе сила часто осуждается, религии прославляют слабость, смирение и послушание. Но сила, готовность бороться  –  необходимое условие выживания. Сила Марс помогает преодолевать препятствия и выходить победителем, в том числе из схваток со своими Стражами Порога.

 

Шестой  король сидел в центре прочих, и был он одет в золото и покрыт украшениями, и крест висел на груди его и сиял, словно Солнце. И разгорелась искра в сердце Безымянного. Голос короля был пыл прекрасен, словно пение, и говорил он, что нет разницы между одним и другим, все едино, и нет различий между Безымянным и всеми, кого видит он, и весь мир заключен в нем, как и он заключен в мире.

Это Солнце, и с ним в человеке связывается достижение целостности личности, внутренней гармонии. Поэтому в сердце безымянного разгорается искра, это внутреннее Солнце, понимание себя, которое станет гнозисом, внутренним познанием мира. Крест распятия, грудь (район сердца), золото – атрибуты, соответствующие Солнцу. Солнце – это центр, центр человеческой личности, центр мироздания, и этот король учит, что человек един со Вселенной, что искра в его груди – это часть духовного света вселенной, Макрокосм, Вселенная, не отделима от Микрокосма, человека.

 

Седьмой король был окружен цветами и птицы пели для него, и голос его был подобен шелесту листьев и воды в ручьях. Говорил он о любви, что соединяет мир и держит его, и в той любви находят союз все, кого считают врагами, а встретить врага своего – значит встретить супруга.

Седьмой король – Венера,  сила любви и красоты. Богиня Венеры, Афродита, почиталась когда-то в двух ипостасях. Первая – Афродита Пандемос, богиня земной любви, сексуальности и удовольствий. Вторая –  Афродита Урания, богиня любви вселенской. И это любовь в философском понимании, как сила влекущая друг к другу противоположные начала, соединяет мир, не дает ему распасться. Сила Венеры Урании –глобальная сила притяжения, в котором каждая вещь, каждое явление, стремиться к объединению со своей противоположностью. Так достигается совершенство и целостность.

Не существует борьбы противоположностей – только их единство. То, что кажется совершенно не совместимым, враждебным друг другу, может быть двумя крайностями одного и того же явления. Обе стороны монеты – одна и та же монета. Сефирот  и Клипот – одно по своей сути. Эго и Тень в человеке – части его единой личности. Все должно быть уравновешенно своей противоположностью, только так достигается равновесие и единство, в котором нет перекосов.

 

Восьмой король был молод и весел, и речь его была быстра и подобна дуновению ветра. Говорил он о словах, которым нет веры, об истине, что сокрыта во лжи, и о лжи, что несет каждая истина, и говорил он, что слово губит истину, а разум убивает реальность.

Восьмой король – Меркурий, связанный с разумом, волей и словом. Гермес-Меркурий – бог мудрецов и обманщиков, бог магов и торговцев, изобретателей и мошенников. Он покровитель всех, чей инструмент – быстрый ум и сообразительность, умение придумывать что-то новое, чье оружие  не меч, а слово. Один использует ее, что бы выразить суть мироздания, а другой – что бы обмануть покупателя, но слово остается словом.

И слово всегда лживо. Слово не способно выразить суть мира, оно несет только один вариантов ее понимания, и в одно слово разные люди могут вкладывать совершенно разные значения. Бог, душа, любовь – это понятные слова, но каждый, кто их произносит, может подразумевать что-то свое, совершенно не похожее на то, о чем говорят другие.

Лао-цзы пишет, что «Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть истинное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем мать всех вещей». Любой, кто пытается выразить конечную реальность на словах, выражает не ее, а только свое понимание. Словам не подняться выше Даат. Физис мира, его истинная суть вне иллюзий и невежества, может быть познан лично, но не может быть описан в словах и терминах. Словом нельзя заменить личный опыт. Слова произносит Иерофант, но истинное знание есть только у Отшельника.

 

И был девятый король сокрыт в тумане и лик его менялся, а речь была подобна смутному отзвуку. Говорил король, что нет веры ни глазам Безымянного, ни ушам его, и все, что видел он и слышал, было миражом. И то, что слышал он от девятого Короля, и от других Королей было лишь миражом.

Девятый король – Луна, связанная с цикличностью и переменчивостью. Иллюзорность восприятия мира, его Майя – во многом, именно лунное свойство. Все, что человек способен воспринять, увидеть, услышать, обдумать –  только его восприятие, лишь Майя. Ограниченность органов чувств дает ему возможность заметить лишь крохотную часть всего, что есть в мире. Ограниченный разум дает возможность понять и осмыслить лишь часть той малой части мира, которую дают ему органы чувств. Все это – иллюзия, все это Майя.

Мир вокруг реален и объективен, но то, что мы называем миром – лишь наше восприятие реальности, оно свое у каждого и существует только в его голове. Физис мира, конечная реальность все иллюзий, далеко выходит за рамки нашего ограниченного восприятия, а то, что мы называем миром вокруг, то, чем мы его считаем – просто набор иллюзий.  В том числе и все, что можно увидеть и услышать, включая все слова, которые произносят эти короли.

И сказал третий  король: «Я дарую тебе ключ к вечности» и назвал имя свое: «Яхве Элохим».
И сказал четвертый: «Я дарую тебе ключ к величию»,  и назвал имя свое: «Эль».
И пятый сказал: «Я дарую тебе ключ к силе»,  и назвал имя свое: «Элохим Гибор».
И шестой сказал: «Я дарую тебе ключ к равновесию» и назвал имя свое: «Яхве Элоах ве-Даат».
И седьмой сказал: «Я дарую тебе ключ к любви»,  и назвал имя свое: «Яхве Цабаот».
И восьмой сказал: «Я дарую тебе ключ к слову»,  и назвал имя свое: «Элохим Цабаот».
И девятый сказал: «Я дарую тебе ключ к видению»,  и назвал имя свое: «Шаддай аль Хай».

Здесь перечисляются свойства Планет и их божественные имена, как уже было со Стихиями. Стихии – уровень Малкут, это силы, самые близкие к материальному миру. Планеты – уровень более возвышенный, макрокосмический.

 

И знал Безымянный их имена, но не знал свое. Сияли Короли разными цветами, но не знал  он, что цветов много, но все они – один свет, не знающий разделения. Тогда спросил Безымянный, где двери от этих ключей и куда идти ему,  и каждый ответил ему и указал путь, и все  указали в разные стороны, и не знал Безымянный что все стороны – одна сторона.  Не мог он выбрать дорогу и услышал голос, что спросил его: «Куда ты хочешь прийти?» и не знал он, что ответить. И снова спросил его голос: «Как имя твое?», и  не знал он, что ответить. И спросил его голос в третий раз: «Кто ты?» и не знал он, что ответить.

Все цвета – это один свет, и все Сефирот – это сила Кетер. Как белый свет можно расщепить и получить радугу, так и духовный свет Кетер разделяется на множество «оттенков», множество Сефирот. Он порождает все многообразие мира, но, по сути, все цвета – это один свет, чистое белое сияние Кетер. Все феномены – это часть единого мира, волны в океане энергии, грани одного кристалла. Все возможные пути ведут в конечном итоге в одну сторону. Духовные пути могут казаться принципиально разными, даже противоположными, он они сходятся в одной точке, когда достигается цель. Пока Безымянный не знает, куда хочет прийти, не осознает до конца, что ждет его в конце этого пути, и по-прежнему не знает, кто он на самом деле, он не познал свою Волю.

 

И посмотрел тогда Безымянный внутрь самого себя и обратился в птицу, слушал сам себя и слышал себя, задавал вопросы и получал ответы, а когда вернулся, то увидел, что мир вокруг него не лунный, но солнечный.

Птица, стоящая на одной ноге – символ чуткости, внимательности, встречающийся с античности. Сама поза, которую часто принимают цапли, журавли, другие подобные птицы, выглядит так, словно они что-то держат в лапе. Это создало легенду, что в лапе птицы – камень.

Плиний, рассказывая эту легенду как достоверный факт, писал, что журавли выставляют часового, которых охраняет остальных. Он должен быть бдительным, что бы ни пропустить нападение врагов. Поэтому он стоит на одной ноге и держит в другой камень – стоит ему задремать, как камень падает в воду, и всплеск будит журавля. Это сделало птицу на одной ноге символом осознанности, бдительности, чуткости. Такая птица всегда на страже, не позволяет себе отвлечься, уснуть.

Птица на одной ноге – воплощение чуткого разума, который не теряет осознанности, не забывает себя. Это эмблема человека, который внимательно наблюдает за собой, изучает свой внутренний мир, не скатываясь в автоматизм. Но ему все еще нужен «камень» — инструмент, который не дает отвлечься. Поэтому птица с камнем в лапе – это эмблема человека, стремящегося к осознанности, но не достигшего ее. Это символ того, кто вступил на путь осознанности,  совершенствует и  познает себя, но еще не достиг целостности.

Погрузившись в себя, Безымянный находит собственную суть и открывает свою Волю, обнаруживает знания ответы, во внутреннем гнозисе. Теперь он полностью вошел в Тиферет – мир стал солнечным. Он достиг середины пути.

 

Страж вышел на встречу к нему, и был ужасен на вид, но Безымянной взглянул на него и увидел, что страж этот – мираж и отражение Безымянного. И увидел он крест распятия, заточенного в круге.  И увидел он себя на распятии, но познал, что и это лишь мираж и  распятие  это – распятие миражей, и стал крест в руке его крылатым жезлом, обвитым змеями.  

 

Страж Порога перекрывает доступ к каждому уровню подъема наверх, и новый Страж пройден. Стражи Порога – не внешняя сила, а воплощение внутренних проблем адепта, его неготовности двигаться дальше. Встреча с ним может быть ужасающей, но, по сути, Страж лишь иллюзия.

Распятие, крест в круге (символ Розового Креста) – часть символики, связанной с достижением Тиферет. Круг, в данном случае, схематическое упрощенное изображение цветка, розы, которая расцветает на кресте.

Распятие и роза – смерть и жизнь в своем единстве, воскрешение, обретение божественности в самопожертвовании. Этот символ очень важен, но идея самопожертвования, которую он несет, часто воспринимается ложно.

При достижении Тиферет адепту действительно придется принести жертву. Но жертвовать предстоит своим Эго, набором иллюзорных представлений о себе, ради обретения познания сути себя. Истинная жертва,  жертва Эго – не в том, что бы отказаться от себя, а в том, что бы распять иллюзорные представления о себе и стать собой!

Однако это жертвоприношение Эго постоянно подменяется идеями жертвы как принятия ограничений, отказом от сексуальности, навязыванием диеты и прочее. Все это тесно связанно с религиозными представлениями о греховности плоти и праведности ограничений, страданий и бедности.

Поэтому имеет смысл заменить Розовый Крест на более нейтральный в религиозном ключе –  кадуцей.  Кадуцей выражает суть подъема по духовному пути, но не несет идеи жертвенности. Это символ универсальный очищенный от риска искаженного понимания жертвенности, который связан с образом креста.