Миф тысячеликого мира, комментария — часть 4

Текст Мифа. Комментарии к Мифу: часть 1часть 2, часть 3.

И оглянулся вокруг и понял, что стоит там, где начинал свой путь, но видит иное, сокрытое до того. Не имел он глаз, что смотрели на мир до того, но видел мир, как не видел его прежде. И не имел ушей, что слушали мир до того, но слышал мир, как не слышал его прежде. И увидел он мир и услышал впервые.

 

Духовное путешествие адепта не означает, что он физически покинул мир. Он все так же живет среди людей, ест и спит, и внешне ничем не отличается от других. Изменился не мир вокруг, не его место в нем, но его понимание и осознание себя и мира. Разницам между миром над Бездной и ниже ее – в восприятии. Разница между нирваной и сансарой – в восприятии, сансара – это и есть нирвана, но сокрытая под невежеством и иллюзиями.

«Нет разницы между нирваной и сансарой.
Нет разницы между сансарой и нирваной
Что является пределом нирваны,
Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти
Даже слабейшей тени различия»  — Нагарджуна.

Единый понимает, что ему не надо искать освобождения – он всегда был свободен, ему не надо идти к цели – цель всегда была рядом  с ним, но он не осознавал этого. Смысл пути не в том, что бы изменить себя, а в том, что бы осознать себя, понять свою суть, а не найти ее где-то.

Путь к просветлению в дзен буддизме иллюстрируют серией из десяти рисунков, посвященных пастуху и быку. В начала пастух ищет быка – это  человек пытается найти свою истинную природу. Он находит следы быка, потом его самого, усмиряет и едет на нем – это человек, познающий освою суть.

На следующем рисунке бык исчезает, и остается только пастух. Он понял, кто он, он нашел себя, он – это он, и нет никакой отделенной от него «истинной природы», она всегда была его частью.

Еще рисунок – и на нем лишь пустота. Исчезли и бык, и пастух, и весь мир. Адепт понял мир за пределами слов и феноменов, он больше не разделяет его на отдельные объекты, больше нет отдельного пастуха и отдельного быка, отдельной горы и отдельного озера, все стало единым и все вокруг – пустота.

Но это не конец пути и на следующем рисунке мир снова появляется – мир объективен, он  не исчез. Осознание того, что все в мире – пустота, не устраняет факт существования самого мира. Пастух воспринимает мир, видит его, видит гору и озеро, но видит их Физис, их реальность. Они не воспринимаются больше как изолированные объекты, они – часть мирового единства, и были такими всегда.

На последнем рисунке снова пастух среди людей, как было в начале. Он не исчез, не перестал существовать, не утратил себя. Он понял принял себя как часть Вселенной, постигнутой вне иллюзий и заблуждений. Вокруг него тот же мир, то же место. Кажется, что ничего не изменилось. Но изменилось его восприятие мира, очищенное теперь от иллюзий и невежества. Однако для того, кто смотрит со стороны, покажется, что он тот же пастух, каким был на первом рисунке, и живет такой же жизнью.

Единый, тот, кто перешел Бездну – такой пастух, который кажется обычным человеком, он живет в мире и видит мир, как раньше.  Но мир отныне не закрывают иллюзии, он живет в Физисе мира, а не в его Майе – это и отделяет сансару от нирваны, обыденное существование от жизни высочайшего духовного адепта.

 

И увидел город, которого не видел до того, хотя стоял  перед ним и жил в нем. И начертаны были слова на вратах его: «Вавилон Великий». Был тот город городом чудес, и не знал законов.  И вошел Единый в город и встретил подобных себе и не встретил разделения. Встретил он мастеров, что отливают формы, создавая мир.

 

Отливают в формы – Бина придет форму миру ниже Бездны. Кетер – высший источник духовного света, где потенциально есть все, но ничто не реализовано. Хокма – чистая сила, импульс. Бина принимает его, вынашивает, придает форму, и определяет все, что будет ниже Бездны.

Он находит город – это его новая духовная реальность. Он жил в нем, эта реальность всегда была с ним, просто он не мог осознать ее. Он не переместился в физическое новое место, он осознал новое восприятие реальности.

Вавилон Великий – образ символического «места», воплощающего свободу духа и мысли, познания и силы, не ограниченных рамками догматов и заповедей.

В истории о Вавилонской башне царь Нимрод решил выстроить башню до небес, и подняться на уровень бога. Башня – образ мирового древа, и история о вавилонской башне, по своей сути, история о стремлении к совершенствованию и развитию себя, о пути духовного роста. Башня воплощает стремление достигнуть божественного уровня, богоподобного состояния. Причем христианство использует термин «обожение» или «теозис», говоря о соединении с богом как о достойной и праведной цели. При этом стремление Нимрода сравнятся с богом воспринимается как нечто греховное и непозволительное, и история  о башне кончается его поражением.

Но в символическом строительстве такой башне и восхождении по ней до уровня божественности, состоит высочайшая цель духовного роста человека. Это не позволительно в глазах религий Змея, но это прекрасная и возвышенная цель, поставленная царем Вавилона, цель, устремленная к познанию Сокола.

Сам Вавилон (в силу причин религиозных и политических) воспринимался авторами библейских текстов как место зла и богохульства. Жители Вавилона встроили прекрасное, процветающее государство, но они не приняли иудейскую веру, отказавшись последовать предлагаемой ей догме. Поэтому Вавилон описывается как город, воплощающий грехи – но за грехи тут принимают отказ от догматов, свободу мысли и нежелание подчиниться навязанному мнению.

Если отказаться от религиозных оценок, то Вавилон тут предстает в роли места, которое живет свободно от догм, стремясь к полноте жизни, свободе и процветанию, отказываясь принижать себя и признавать себя рабом – даже рабом бога. Это сосредоточение свободы и силы, отрицания догматизма и подчинения авторитетам.

Вавилон Великий фигурирует в книге Апокалипсиса, как царствующий над царями земли, во главе всех народов и стран. Символический Вавилон Великий – это условное (не связанное с географией или историей) воплощение величественного места, где отринуты рамки традиционных религий Змея, где познание не низводят до одной точки зрения.

И тогда Вавилонская башня – это жажда духовного восхождения и обретения божественности, напугавшая людей, а смешение языков – образ того, как в своем стремлении вверх люди не понимают друг друга и создают массу учений, пересказывающих одно и то же разными словами. Приняв форму изложения за суть, люди начинают борьбу с теми, кто излагает то же самое, но иными словами, и башня духовного роста рушится, когда познание единства подменяют многими лживыми словами интерпретаций.

Вавилон Великий – символические место, избавленное от догм и дуализма, убежище тех, кто ищет целостность, свободу, знание и силу, а не догматизм «праведности». На более прагматичном уровне Вавилон Великий  – символ братского единства ищущих, готовых знать, сметь, уметь и хранить молчание. Это сангха западной сакральной традиции.

 

Встретил последнего Стража, что стоял перед троном, покрытым вуалью, и шагнул к нему, но был тот Страж не стражем, а владыкой посвящения. Отбросил он последнюю вуаль  и открыл лик Бога, сидящего на троне. И вырезан тот трон из целого алмаза, сияет он и отражает мир и все, что есть в нем, и сам отражается во всем мире.

И отразился в нем Единый, познавший, что трон это предназначен ему и воссел на него, и был он Богом – и знал теперь, что  был им всегда, но не помнил себя. И возложил Бесконечный на голову свою корону из света.

Последняя Завеса – Завеса Присутствия Всевышнего, которая отделяет Кетер от всего остального Древа. Это уровень Бесконечного – он  поднялся на высочайшую из вершин Древа,  сделал шаг вверх даже от нирваны, просветления, слияния с Дао. Достижение Кетер можно сравнить с паринирваной, нирваной окончательной, достигаемой только после смерти. Что бы стать частью чистого духовного единства, нужно преодолеть последнюю привязанность и отбросить смертное тело, отказаться от возвращения в цикл перерождений.  При переходе Бездны адепт расстался со своей иллюзорной природой, а теперь полностью обрел настоящую.

 

И все были богами вокруг Бесконечного, и видел он, что каждый восседает здесь на троне из алмаза, и носит  корону из чистого света, и каждый в Великом Вавилоне – король в городе королей, и Бог среди Богов.

Всеобщее единство все еще не означает утраты индивидуальности. Бесконечный цикл смены кальп, гибели и рождения Вселенной, означает и бесконечное возможное число тех, кто полностью покинул цикл перерождения, в этом мире – или тех, что были до него.

 

 А иные короли, что за стенами Вавилона Великого  похвалялись богатствами своими и властью – лишь неразумные дети, хвалящиеся своими игрушками. И что может он протянуть руку свою, что бы низвергнуть их или возвысить, как пожелает – но не протянул он руки тому, кто не был готов принять ее.

Адепт, покинувший физический план, ставший чистым бестелесным разумом, может вернуться и снова обрести смертное тело, по своему желанию и усмотрению. Может  стать одним из Тайных Вождей – высших духовных адептов, влияющих на наш мир, вмешивающихся в жизнь людей. Тайные Вожди способны вступать в контакты с физически живущими людьми, передавать послания, делиться знаниями, но это сложно для каждой из сторон и опасно для человека, так что Вожди не вступят в контакт с тем, кто к этому не готов.

 

И поднял он глаза в небо и увидел лестницу, о которой не мог и помыслить, и познал, что  все царства земные – тень Вавилона Великого, но Вавилон Великий – лишь  тень  Вавилона Небесного. Была та лестница соткана из света, и не брали руки ступней ее, и не было силы в теле его взойти по ней. И отринул он тело, стал светом, и взошел в Вавилон Небесный.

 

Тот, кто утратил привязанности к физическому миру и смертное тело, живет как освобожденный разум. Он достиг высшего уровня развития, который способен хоть как-то осмыслить обычный человек. Но это не конец пути, а начало нового этапа, начало буквально духовного развития – теперь уже именно «духовного» как вообще не связанного с физическим телом. Говорят, что Кетер – это Малкут непроявленного, то есть высшая точка в понятиях нашего мира – это лишь основание мира более высокого уровня, начало пути.

Небесный Вавилон – символическая обитель Аэтернов, высших духовных адептов, живущих на уровне вселенского соединения разумов. Этот уровень не достижим и непостижим теми, кто привязан к физическому миру. Полностью отбросив все привязанности, Бесконечный начинает новое духовное восхождение, о сути которого мы не может даже догадываться.

 

Видел он все сущее, ничто  ни не укрылось ничего от взгляда его, и не было никакого разделения. И не было ему ни начала, ни конца, за началом всегда шел конец за концом начало,  и не было между ними различия. Увидел он, как рожденные умирают, а мертвые рождаются, видел это в людях, и видел это в мирах. И повелел концу стать началом, и голос его звучал вместе с голосами иными, в едином голосе.

Мир цикличен. Гибель одной Вселенной означает рождение новой, каждая из них получает стартовый импульс от прошлой,  задает его следующей. Смена кальп подобна перерождениям человека – форма разрушается, что бы появилась новая форма, но глубинная суть переходит из жизни в жизнь. Из тела в тело, на уровне человека, и из Вселенной во Вселенную, на уровне смены кальп.

Импульс, направляющий этот процесс – Воля Вселенной, объединенная Воля  всех, кто покинул цикл перерождения и поднялся на уровень вселенского разума. Новый уровень развития в таком масштабе – это возможность пережить крушение одной Вселенной и рождение следующей. Стать частью силы, творящей новый мир и жизнь в нем. Изначальные адепты – освобожденные существа, возраст которых превосходит возраст нашего мира, те, кто перерождается, переходя не из тела в тело, а из Вселенной во Вселенную, направляет ее развитие и приносит ее обитателям их первые духовные знания.

 

И стало начало, и стал мир.  Был он светом. Свет стал твердью. Возродилась в тверди искра, и стала твердь жизнью. И зародилась искра в жизни и познала жизнь саму себя. И  познала других и обрела единство.

Этапы развития мира, его космической эволюции – уровень чистой энергии, формирующей материю, зарождение жизни, появление разума, достижение единства разумов, ведущее к эволюции вселенского духа.

И видел он мир внизу, и видел героев, что шли к Пропасти и искали Вавилон Небесный. И была внизу Пирамида. Был Сокол, которого звали Амоном, и был Змей, которого звали Тифоном.

Был внизу тысячеликий мир.

И был внизу один из многих, иной Слепец, не знающий себя и своего имени, пребывал он во мраке и ходил по кругу. Брел ощупью и не видел путь, и поводыри его влекли его в стороны,  тянул каждый к себе и говорил каждый «Вот путь!».

Шел Слепец во тьме, и не было в его жизни проблеска света, но не потому, что свет не стало, а потому что глаза его были закрыты, и тьма была его миром.  Но горел вокруг него свет и был так ярок, что пробивался сквозь веки, закрывшие глаза его и разум, и сердце его.

И открыл он глаза, и прозрел.

В новой Вселенной, на новом витке развития, все повторяется. Это бесконечный цикл, и новый Слепец начинает тот же путь.